В семье, в системе детских дошкольных учреждений, в школе формирование у детей навыков безопасного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей. Практика показывает, что без специальных навыков ребенок оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. В условиях транспортной среды одних "теоретических" знаний оказывается недостаточно.
До того, как дети начинают самостоятельно двигаться по улице, они в течение нескольких лет находятся на ней в сопровождении родителей. Родители ведут детей в детский сад, обратно, в первые месяцы провожают в школу. Казалось бы, времени вполне достаточно, чтобы сформировать у детей необходимые навыки безопасного движения. Однако такой результат достигается далеко не всегда. Сами того не замечая виной этого становятся сами родители. Ведь нередко можно наблюдать, как родители, торопясь отвести ребенка в детский сад, бегут с ним по проезжей части или выбегают из-за стоящего автобуса или автомобиля, предварительно не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств на дороге. При этом происходит обучение детей неправильному поведению самым эффективным способом - личным примером родителей. Кроме того, отсутствие какой-либо педагогической подготовки, неопытность приводит к тому, что родители, находясь на улице с ребенком, даже не ставят себе задачу использовать каждую прогулку в учебных целях. Им обычно неизвестны типичные ошибки детей, приводящие к несчастным дорожно-транспортным происшествиям, неизвестна ведущая роль навыков и сам перечень этих навыков. Многое из того, что все же делается в этом отношении в семье, делается интуитивно. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям на улице и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей. Вот простые примеры.
Уже в первой младшей группе детского сада малыши учатся ориентироваться в обычном для них окружении. Они начинают распознавать цвета светофора, различать некоторые транспортные средства. Но спросите какого-нибудь нарушителя из старшей группы, почему он бежал через дорогу на красный сигнал светофора, и вы услышите обычный ответ, что он не посмотрел на светофор, а машин по близости не было. Вот и побежал…
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила безопасного движения. Зачастую они имеют место в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, окликнули друг друга - и сразу забыли, где находятся, не замечают ни движущих на больших скоростях автомобилей, ни сигналов светофора. Подготавливая родителей к работе с детьми по формированию у них навыков безопасного поведения, следует напомнить им о некоторых психологических особенностях, свойственных детям дошкольного возраста. Имеется в виду, что дети дошкольного возраста еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя и более быстрыми, и более ловкими, чем есть на самом деле. Совершенно очевидно, чем раньше дети получают сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем дисциплинированнее они будут относиться к обязанностям, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Гуляя с ребенком, следует обязательно вслух комментировать все, что происходит на улице, на дороге с транспортными средствами и пешеходами. Например, ребенку следует объяснить, почему в данный момент перейти улицу нельзя, а затем, можно, какие на эти случаи существуют правила для пешеходов и автомобилей. Если есть нарушители правил безопасного движения, то указать на них, объяснив их неправильное поведение, и чем они рискуют. Дома тоже надо найти время, чтобы вернуться к разговору о правилах безопасного поведения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видеофильм на эту тему. Хорошие результаты в обучении ребенка дорожной грамоте достигаются в игре, в которой желательно самое активное участие родителей. Следует всячески поддерживать и развивать интерес детей к вопросам дорожного движения и тем самым способствовать формированию у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, учить не терять самообладание, быстро и правильно оценивать обстановку.
Чтобы выработать у ребенка эти качества, необходимо:
- больше показывать, чем рассказывать; объяснение необходимо лишь как дополнение и усиление наблюдаемого;
- показывать и объяснять последовательно две "картинки": "кажущуюся безопасность" (ранняя стадия ситуации) и "видимую опасность" (поздняя стадия ситуации).
Основной задачей при обучении детей правилам движения на улице является воспитание внимания к уличному движению, самообладания и уравновешенности в момент опасности. Надо учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например желание, возможно скорее перебежать улицу.
Следует специально остановиться на необходимости учить ребенка умению смотреть, предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык. Вообще, формирование у ребенка навыка предвидения опасности должно пронизывать все его общение с родителями. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. "Уроки предвидения" скрытой опасности лучше всего проводить, находясь на тротуаре в зоне пешеходного перехода или остановки общественного транспорта.
Неоднократно показывайте ребенку с тротуара или другого безопасного места следующие ситуации:
- стоящий автобус или другое транспортное средство (спереди) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
- стоящий автобус или другое транспортное средство (сзади) и внезапно выезжающую из-за него встречную машину;
- стоящее транспортное средство и внезапно выезжающую из-за него машину;
- кусты, деревья, забор, другие мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения и машину, выезжающую из-за них;
- движущийся транспорт и автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него;
- движущийся транспорт и встречный автомобиль, обгоняющий первый и выезжающий из-за него.
Постепенно, ненавязчиво следует добиваться, чтобы сам вид предметов, мешающих свободному обзору проезжей части, воспринимался ребенком как сигнал опасности, как установка к повышенной осторожности.
Навык предвидения опасности тесно взаимосвязан с формированием у ребенка наблюдения. Отсутствие этого навыка приводит ребенка к следующим типичным ошибкам:
- начинает переходить проезжую часть, не остановившись и не осмотревшись;
- двигаясь по тротуару в зоне выезда со двора или с территории предприятия, не замечает выезжающее транспортное средство;
- на улицах с нерегулируемым движением, не осмотревшись выходить на проезжую часть перед приближающимся транспортом;
- играя вблизи проезжей части и увлекшись игрой, выбегает на дорогу, предварительно не осмотрев ее;
- в сумерках не замечает автомобиль темного цвета, не замечает подаваемых водителем сигналов поворота.
Формирование навыков и предвидения опасности у детей - длительный процесс и для этой цели необходимо использовать каждый выход с ребенком на улицу. Целесообразно использовать для этой цели путь с ребенком в детский сад и обратно, в магазин, поездку в гости и т.д. Весьма эффективны специальные выходы к перекрестку, чтобы "отработать" безопасное движение на сложном для перехода месте. Родители не должны жалеть сил и времени на обучения ребенка осторожности и внимательности на улице, находясь с ребенком на улице, не надо спешить. Переходить проезжую часть надо спокойно, размеренным шагом, иначе ребенок учится спешить там, где надо наблюдать. При этом надо учесть, что ребенок фиксирует не только правильные действия родителей. Он замечает, и единичные нарушения ими правил движения, будь это переход дороги на красный сигнал светофора или в неустановленном месте. Сделав это хоть раз с родителями, он тем более сделает это и без них, став старше и освободившись от родительской опеки.
Если подражая родителям, ребенок не будет считаться с сигналами светофора; переходить дорогу, где попало, то ни детский сад, ни школа его не переучат.
____________________________________________________
Консультация для
родителей
«Роль семьи в
формировании социального мышления дошкольников»
Уважаемые
родители!
Семья
- это самая первая социальная общность, которая закладывает основы личностных
качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у
него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на
этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность
и многие другие личностные качества.
Семья
сильна, прежде всего, своими эмоциональными отношениями, которые наиболее
доступны для маленького ребенка. Здесь он обучается жить подлинно социальной
жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать
единство с родными людьми. В то же время, эмоциональная холодность в семье
самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка и,
прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения,
общении.
Одним
из важнейших изменений в личности ребенка, являются его представления о себе:
какой он на самом деле («Я» реальное) и каким он хотел бы или не хотел себя
видеть («Я» потенциальное). Эти представления детей о самих себе складываются
под влиянием окружающих их взрослых и сверстников. Поэтому родителям очень
важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у
него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное
отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества.
Семья
для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Отец и мать, а так же другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и
сестры формируют личность ребенка с раннего его возраста.
У старшего поколения больше терпения, больше
мудрости, они многое вкладывают в душу ребенка, поэтому разрешайте побольше
общаться со старшими членами семьи.
Хорошо
когда старшее поколение сохраняет в семье традиции, какие-то семейные реликвии,
вместе с ребенком время от времени достают эти реликвии, рассматривают их,
беседуют, рассматривая их, это положительно влияет на развитие ребенка, очень
важно для ребенка, такое общение способствует умственному и нравственному
развитию.
Таким
образом, семья является самым ранним и наиболее эффективным фактором формирование
социального мышления дошкольников и воспитания полноценной личности. В зависимости
от типа семьи, ее состава, семейных ценностей происходит формирование социального
мышления дошкольников, норм и правил поведения в обществе у дошкольника.
____________________________________________________________________
Консультация для
родителей
«Этапы формирования
социально-экономического мышления у дошкольников»
Уважаемые родители!
Ребенок как губка,
впитывает впечатления, знания, стили поведения родителя. Поэтому как стихийное,
так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет
особенности его социального, психического, физического и интеллектуального
развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство
служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с
помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.
Социальные,
экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы
образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма
хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой
экономической культуры, признала, что экономическое воспитание детей
дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с
самых ранних лет его жизни.
Формирование
социально-экономического мышления у дошкольников происходит поэтапно:
На
первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно —
чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают
простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или
иных проблем, используют доступные им средства и способы познания, простейшие
«языки».
На втором этапе картина
мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей на этом этапе можно
использовать ведущий вид деятельности - игру.
На третьем этапе детям
предоставляется возможность решения практических задач, предвидеть, как будет
развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть
воспринят каждым из них.
Формирование
социально-экономического мышления у дошкольников на первом этапе эффективнее
всего осуществляется в повседневной жизни. Он получает практические навыки,
отправляясь со взрослыми в торговую точку, наблюдая, как они оплачивают
расходы, принимая участие в планировании крупных семейных покупок. Ребёнку
необходимо знать, что его помощь важна для семьи. Стоит доверять ему небольшие
приобретения, отправляя его самостоятельно в магазин за необходимыми мелочами.
У ребёнка сформируются основные экономические навыки и чуть позже, он вполне
сможет разумно планировать свои расходы без ущерба для родительского бюджета.
1. Расскажите ребенку,
какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги,
которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных
потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.
2. Составьте вместе с
ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую потребности семьи и предметы их
удовлетворения (потребность в еде – продукты, потребность в жилье – оплата
коммунальных расходов, потребность в одежде – вещи и т. п.).
3. Слушая детские «я
хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб
ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов,
лекарств – куда важнее желаний ваших или его.
На втором этапе в
формировании социально-экономического мышления у дошкольников игра имеет
ведущий вид деятельности. С помощью игр детям можно объяснить взаимосвязь между
экономическими понятиями: труд, товар, деньги, стоимость, цена. Привить детям
бережливость, честность, экономичность, щедрость. Научить правильно относиться
к рекламе, которой сейчас более чем предостаточно, вести себя правильно в
жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Ребенок должен
понимать, что деньги просто так никто не дает.
1. Расскажите ребенку о
своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует
возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами,
объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы
достигли. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У
корректора, редактора, ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много
приходится читать, писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная
работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное
представление о той или иной профессии.
2. Играйте с ребенком
«В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать
тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у
вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу»,
«Как почистить ковер?»
На третьем этапе при
формировании социально-экономического мышления у дошкольников можно
использовать беседы, чтение рассказов по данной теме, проведение ситуативных
игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы
ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий
раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать и использование в
играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические
задачи, но и экологические и нравственные проблемы.
1. Поручите ребенку
собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с
ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно
купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за
труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы
«Копеечка к копеечке – рубль набегает».
2. Почаще берите
ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость
окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются
деньгами, полученными родителями за труд.
3. Не оставляйте без
внимания испорченные ребенком одежду, книжки,
игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку
сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную
вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества
денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же
заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка:
он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить
испорченное.
Таким образом, формирование
социально-экономического мышления у дошкольников способствует развитию
мышления, фантазии, кругозора ребёнка, развитию речи и выработке таких качеств
как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться
проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца. Дети приобретают навыки
разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, возникновению интереса
к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.
____________________________________________________________________
Сказка пришла к нам из глубины веков. Долгими зимними вечерами, при зажженной в избе свече, люди складывали и слушали сказки. После пересказывали их друг другу, обогащая новыми героями и событиями. Так и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В сказках люди хотели выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в разум, добро и справедливость, торжество правды над не правдой, славу мужества и храбрости, пренебрежение к глупости, ненависть к врагам или насмешку над ними. Сказка позволяет понять связь с прошлым и дает возможность приобщиться к истокам народной культуры. Сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие герои, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Сказки имеют большое значение для воспитания дошкольников.
Сказка входит в жизнь каждого ребенка с раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста. Слушая сказку, ребенок воспринимает красивый и правильный образец речи, что важно для речевого развития. Читая с самого раннего возраста стихи, сказки, потешки, ребенок гораздо быстрее начинает правильно говорить. При чтении сказок увеличивается словарный запас, благодаря рассказыванию сказок, ребенок учится пересказывать. Сказки являются уроками нравственности, герои сказки бывают разные: злые, ласковые, грубые. С помощью сказки дети понимаю где зло, добро, как можно поступать, а как нельзя. Сказка развивает фантазию, мышление, творческий потенциал, память. Сказка – это способ общения с ребенком на понятном языке. Дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, волшебство сказки завораживает. Читать сказку лучше всего перед сном, когда ребенок устал и его ничего не будет отвлекать от прослушивания. Выбор сказки для чтения учитывая возраст ребенка и особенности развития. В некоторых сказках можно увидеть не очень доброжелательную концовку, чем можно расстроить ребенка. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.
Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Консультация «Одежда и здоровье ребенка»
Одевать ребенка красиво, чтобы он выглядел привлекательно, – закономерное стремление родителей. Однако в погоне за красотой одежды нельзя выпускать из виду и другие, не менее важные к ней требования – гигиеничность, удобство, целесообразность.
Чистота и удобство – основные гигиенические требования к детской одежде, и чтобы эти требования были выполнимы, родители должны терпеливо, проявляя выдержку, постоянно воспитывать в детях желание быть всегда аккуратно одетыми и чистыми. Вместе с этим необходимо приучить ребенка бережно относиться к своей одежде. Для этого надо выделить место на вешалке для верхней одежды и место в шкафу для хранения белья, чтобы он сам мог брать и убирать все на место.
При выборе одежды необходимо уделять внимание фактуре и качеству ткани. Способность ткани сохранять тепло зависит от воздушной прослойки, находящейся в ее «порах» – пушистая, рыхлая ткань особенно хорошо сохраняет тепло тела.
Для теплой погоды незаменимы ткани хлопчатобумажные. Они хорошо стираются и гладятся, всегда выглядят красивыми и нарядными благодаря стойкости красителей. Хлопчатобумажная ткань сохраняет тепло и в то же время не перегревает тело ребенка, хорошо впитывает влагу, выделяемую кожей, и потому помогает дышать кожному покрову тела.
Детскую одежду обычно шьют из ткани, обладающей гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывающей и испаряющей влагу.
Синтетические или накрахмаленные ткани не рекомендуются, так как они воздухонепроницаемы; скапливаемый воздух под одеждой, не имея достаточной «вентиляции», вызывает перегрев тела, усиленное отделение пота, который остается на коже ребенка и может вызвать раздражение.
Чистота и удобство – основное гигиеническое требование к детской одежде. Надо научить ребенка следить за внешним видом своего костюма. Но привить ему навыки аккуратности трудно, если он сам не сумеет обслужить себя: застегнуть, завязать, приколоть, зашнуровать. Поэтому одежда должна быть такой, с которой ребенку легко справиться самому: застежки спереди, пуговицы легко пролезают в петли, а шнуровки и завязки не нужны, так как затрудняют ребенку возможность навести порядок в костюме.
Случается, что покупают ребенку платье большого размера, чем требуется. Такая покупка не оправдывает себя; ребенку неуютно и неудобно, да и фасон, пока из этого платья он вырастет, устаревает. А бывает и так: купят костюм, а надевать жаль, особенно в детский сад. Время идет, костюм лежит. Пришла весна, а надеть его нельзя: рукава стали короткими, в плечах тесно.
____________________________________________________________________
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Уважаемые родители. Мы с вами живем большой, иногда не дружной, но все-таки семьей. Важная роль в патриотическом воспитании отводится двум институтам – семье и дошкольному учреждению. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать детей, а узнав, направить общие усилия на его воспитание. Наши дети – будущее нашей страны, будущие защитники, патриоты, и просто граждане нашей с вами великой и могучей родины.
Чувство патриотизма не может быть определено, одним словом. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и любовь к своей малой родине, и не разрывная связь отношений семьи. Дети должны понять, что они являются частью народа одной огромной и богатой страны, они маленькие Россияне. Дошкольный возраст - это фундамент образования и воспитания. Первая ступень общего развития. И в этом возрасте обучение, развитие и воспитание не может работать только с одной стороны. Мы должны заниматься с нашими будущими гражданами сообща. Самое большое счастье вырастить – здоровых, высоконравственных детей.
Мы продолжаем себя в детях. И хотим, что бы они были лучше и совершеннее нас. В наше время в системе дошкольного образования произошли некоторые перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось много программ, и тем очевиднее, с такими изменениями, из поля зрения как – то незаметно выпал раздел
«патриотическое воспитание». Тем самым актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием в современном обществе, приобретает огромную значимость.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, районом, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс сложный и трудоемкий. Он не может проходить от случая к случаю.
Начнем с семьи. Колыбельные, песни матери, сказки открывают ребенку глаза в мир, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои. Сказки показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Побеседуйте с ребенком о вашей семье, покажите заботливое отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии,
составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». Знакомьте ребенка с «малой родиной». Близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. В выходные дни организуйте с детьми интересные прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам. Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм, побеседуйте о православии, об истоках русской святости. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу городу, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.
Взаимодействие родителей и педагогов строится на основе структурно – функциональной модели, которая состоит из трех этапов:
Первый информационно – аналитический. Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение на основе общего дела. Второй практический. Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей. Третий пропаганда педагогических знаний; консультации для родителей; родительские собрания; оформление информационных листов с практическими рекомендациями; мероприятия вместе с детьми; анкетирование.
Формы сотрудничества с родителями: «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии, библиотека «Воспитываем гражданина вместе»). Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности. Третий контрольно – оценочный. Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся в детском саду(презентация проектов, письменные отзывы в журнале, анкетирование,
участие родителей в мероприятиях детского сада). Методы включения родителей в совместную деятельность:
— личный пример педагога и его умение «заразить» интересами детей и родителей;
— опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;
— умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».
Как достичь положительного результата направленного на совершенствование нравственно - патриотического воспитания в ДОУ, предлагаю содержание и рациональность материала в развивающей среде, для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
• создание условий среды в ДОУ, оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)
• методическое обеспечение:
-наличие картотеки на имеющийся материал
-целесообразность месторасположения материала
- соответствие содержания возрасту детей
- доступность свободного пользования
- эстетичность в оформлении
• наличие игр и пособий для организации с детьми
- дидактические игры
-настольно-печатные игры
-атрибуты к сюжетно–ролевым играм
-иллюстративный материал
- рукописные игры
- соблюдение гигиенических требований при изготовлении пособий и игр.
Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Приложение:
Цикл бесед по патриотическому воспитанию
1. «Россия – моя Родина»
2. «Наша древняя столица»
3. «Знакомство с флагом России»
Беседа 1
«Россия – моя Родина»
Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Содержание беседы:
Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.
Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя
культура, свой язык. Все кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.
Беседа 2
«Наша древняя столица»
Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.
Содержание беседы:
Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.
Беседа 3
«Знакомство с флагом России»
Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.
Содержание беседы:
Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?
В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.
Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)
Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный).
• О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.
• А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.
• А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.
Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.
____________________________________________________________________
Спасибо большое за полезную информацию!
ОтветитьУдалитьБлагодарю за отзыв!
Удалить